Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Пятница
26.04.2024
10:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Старопольский детский сад № 17
Главная Регистрация Вход
Педагогам »
                                                                              Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Культура   речи

      Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами( звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

       Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением правильно пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

       Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности( мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. развивать артикуляционный аппарат

3. работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вздох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.

7. развивать произношение слов согласно нормам русского литературного языка.

8. формировать нормальный темп речи, умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

       У детей в возрасте от полутора до 3 лет быстро развивается понимание речи, резко увеличивается словарный запас, совершенствуется культура слова. Они легко повторяют звукосочетание, слова, а затем и простые фразы, небольшие стихи.

       Для того, чтобы обеспечить хорошую, четкую, правильную, интонационно выразительную речь, следует начиная с раннего возраста проводить работу с детьми по развитию звуковой культуры речи.

       Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения детей со взрослыми. Главная задача на этом этапе постоянно развивать слуховые восприятия, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата. Для достижения этих целей берутся определенные группы звуков, которые отрабатываются с детьми на основе звукоподражаний. В основном это наиболее простые группы звуков: гласные(а-у-и-о) , губно-губные (б-п-м), заднеязычные(к-г-х), губно-зубные(в-ф), переднеязычные(т-д-н). После двух лет даются и наиболее сложные по артикуляции переднеязычные звуки(с-з-ш-ч-щ-л-р), но это не значит, что надо обязательно добиваться их правильного произношения у детей 3 лет. Поскольку звукоподражание воспроизводиться ребенком многократно, они становятся для него образцом и служат хорошим материалом для выработки акустических и артикуляционных навыков.

       Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается и развивается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.

       Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у  детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка отчетливым и внятным произнесением слов и фраз. Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам звуковой культуры речи, а именно: воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова с точным употреблением в них ударения. Для детей 2-ой младшей и средней  групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Отработка всех звуков родного языка предусматривает 4 вида работы, последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата, уточнение произношения изолированного языка (в слогах) и умение выделить этот звук среди других, закрепление правильного произношения звука в словах, во фразовой речи.

       Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепления навыков правильной, четкой, интонационно выразительной речи. На этом этапе формирование звуковой культуры речи сложно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих, звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:

1-й вид работы – дифференциация изолированных звуков

2-й вид работы – дифференциация звуков в словах

3-й вид работы – дифференциация звуков в речи.

       Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

- на занятиях, которые могут проводится как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку

- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку

- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия

- проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.
Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz